Previous Entry Share Next Entry
Что говорит наука о Боге?
Elen Schurova - K Bogu
elen_schurova

Ватиканская обсерватория

Центр богословия и естественных наук в Беркли (Калифорния)

Литература c конференции «Действия Бога с точки зрения науки».

  1. Russell, R.J. Quantum Mechanics: Scientific Perspectives on Divine Action.
    http://www.amazon.com/Quantum-Mechanics-Scientific-Perspectives-Divine/dp/026803978X
  2. Robert John Russell, Nancey Murphy, C. J. Isham. Quantum cosmology and the laws of nature
    http://www.drees.nl/publications%20eng/Case%20against%20temporal%20critical%20realism%20%28Vatican%20CTNS%29.pdf
  3. Robert John Russell, Nancey Murphy, Meyering T.C., Arbib M.A. Neuroscience and the Person.
    http://sws1.bu.edu/wwildman/images/docs/%2817%29%201999%20-%20Wildman%20-%20A%20Neuropsychological-Semiotic%20Model%20of%20Religious%20Experiences%20-%20Russell%20ed%20348-416.pdf
  4. Robert John Russell, Nancey C. Murphy, Arthur Robert Peacocke, Center for Theology and the Natural Sciences Chaos and complexity.
    https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/10274/909_063.pdf?sequence=1
  5. Russell R.J., Stoeger W., Ayala F. Evolutionary and Molecular Biology.
    http://www.drees.nl/publications%20eng/Evolutionary%20naturalism%20and%20religion%20%28Vatican%20CTNS%29.pdf


Мы вспоминает о Боге, чтобы объяснить те пробелы, которые не удалось объяснить с помощью науки. Бог становится великим богом заплаток. Некоторые верующие надеются заполнять пустые места Богом. Но разум нам дан не для этого. Мы призваны искать полноту Бога в творении, используя для этого не Бога, а собственные мозги.

С энтузиазмом рассуждая о «Теории всего» и «разуме Бога», ученые пытаются исчислить то, что исчислению не подлежит: самоотверженность, милосердие, гармонию и т.д. Можно проверить алгеброй гамму, но красоту ноктюрна Моцарта не выразишь в цифрах и формулах. Это не унижает ни науки, не иные пути познания. Просто у каждой дисциплины свой круг возможностей.

Разумеется, между наукой и богословием всегда будет чувствоваться напряжение, связанное с трансцедентальным (вне-рассудочным) характером последнего. Однако, судя по платоническим поискам «божественного разума» среди ученых-космологов, само это напряжение может стать источником очень продуктивного диалога. В то же время необходимо беречься серьезного искушения – упрощения этого диалога. В культуре научной космологии Бог выступает прежде всего или даже исключительно как объяснение, а не как личность. Бог – идеальная математическая структура, теория всего. Бог – это Разум. Верующему нельзя забывать, что Бог есть нечто большее и самооткровение Бога во времени – не просто передача информации. Даже открыв «разум Бога», мы не обязательно найдем Бога. Сама природа нашего существования в развивающейся Вселенной и природа нашей неспособности понять сущность и цель развития Вселенной, несмотря на все успехи космологии, возможно, свидетельствует о том, что в этом мире Бог стремится сообщить нам нечто большее, чем информация. Если мы действительно ищем единства и целостности знания, то, взглянув на наш путь, не можем не заметить динамику этого пути, влекущую нас от познания через его неполноту к изумлению, а затем – к любви.



?

Log in